Особенности поездки на мотоцикле с пассажиром



25 Мар 2008

Езда-на-мотоцикле-с-пассажиром-300x225Я езжу на мотоцикле уже пару лет и, полагаю, что теперь уже могу ездить с пассажиром. На что, прежде всего, нужно обратить внимание?

В первую очередь, нужно выяснить, ездил ли человек раньше на заднем седле мотоцикла. Затем убедитесь, что пассажир одет в соответствующую одежду, знает, как нужно сидеть в седле, за что держаться, а также знает основные правила езды сзади.

Хорошо, как должен быть одет пассажир?

Предположим, вы сами одеты надлежащим образом; ваш пассажир должен быть одет так же! Вы должны убедиться, что шлем подходит пассажиру по размеру. Как правило, мотоциклисты в таких случаях достают старый шлем, который валялся в каком-нибудь шкафу с тех пор, как был куплен новый шлем. Если вы собираетесь ездить с пассажиром регулярно, то лучше всего, чтобы пассажир купил себе собственный шлем, при этом вы должны объяснить, как нужно обращаться со шлемом - так же, как вы обращаетесь с собственным шлемом. Убедитесь, что человек умеет правильно надевать и застегивать шлем. Иногда шлем настолько свободно застегнут, что его можно снять с подбородка - помогите пассажиру, если нужно.

Далее понадобится пара приличных перчаток, прочные ботинки, штаны и куртка - даже для короткой поездки все эти вещи необходимы. Никогда не подвозите на мотоцикле девушку в юбке (или шотландца в килте)! Если у вашего пассажира нет мотоциклетной обуви, убедитесь, что шнурки хорошо завязаны, а концы не болтаются; убедитесь, что у пассажира нет других вещей, которые могут попасть в движущиеся части, таких, как шарф. Если длинный шарф попадет в цепь, пассажир может просто задохнуться.

     Что я должен показать пассажиру перед поездкой?

Убедитесь, что пассажир знает, куда нужно ставить ноги! Это может показаться смешным, но однажды я потратил несколько часов на то, чтобы счистить расплавленные подошвы с глушителей своего байка CX500, когда забыл объяснить, куда ставить ноги, или не опустил пассажирские подножки!

Объясните, как нужно держаться. Объясните, что при ускорении пассажир будет чувствовать смещение назад, съезжать с седла, а при торможении будет смещаться по инерции вперед. Это может немного испугать пассажира, но он испугается больше, когда это произойдет, а он не будет об этом предупрежден заранее. Если пассажир будет правильно держаться, будет удобнее и пассажиру, и водителю.

Вы можете показать пассажиру ручку, за которую нужно держаться, но, опять же, не надо думать, что пассажир знает, что и как нужно делать конкретно. Иногда пассажир держится за обвеску мотоцикла или за заднюю фару - я видел такое.

Стоит объяснить, что мотоциклу свойственно наклоняться к земле, ложиться на бок, чтобы это не оказалось для пассажира сюрпризом. Многие люди даже не подозревают об этом, когда садятся на мотоцикл впервые! Объясните пассажиру, что нужно немного отклоняться в сторону наклона мотоцикла, не больше реального угла наклона машины, но сидеть прямо также не следует.

     Итак, как должен сидеть пассажир?Убедитесь, что пассажир сидит достаточно близко к водителю, чтобы между вами и вашим пассажиром не гулял ветер. Объясните, что пассажиру не следует опираться спиной на задний кофр (если у вас не Goldwing или что-нибудь подобное) - у большинства мотоциклов в таком случае может сорвать подрамник, и вы потеряете управление!За что должен держаться пассажир?В данном случае у пассажира несколько вариантов. Наилучший вариант зависит от того, насколько хорошо пассажир знает конкретный мотоцикл. Какой бы способ ни выбрал пассажир, самое главное, чтобы он чувствовал себя свободно и удобно. Жизненно важно одно - чтобы пассажир держался постоянно.  Прежде чем вы отправитесь в длительное путешествие, полезно немного потренироваться. В частности, попрактикуйтесь в вождении на низкой скорости и в торможении прежде, чем вы смешаетесь с общим транспортным потоком.
Если человек никогда не ездил на мотоцикле раньше, то лучше всего, чтобы он держался за талию водителя - это внушает пассажиру больше уверенности, позволяет ему естественно наклоняться вместе с водителем во время прохождения поворотов.

Недостаток такого способа заключается в том, что пассажиру ничего не остается, как давить на водителя при торможении и тянуть его назад при ускорении. В данном случае пассажир может крепко обхватывать мотоцикл бедрами. Еще один недостаток: в зависимости от модели байка, когда пассажир сидит близко к водителю, он может не видеть, что происходит впереди на дороге.

Если на мотоцикле есть приличная ручка, и пассажиру удобно за нее держаться, то это - лучший способ. Пассажир не держится за водителя, поэтому чувствует себя не столь уверенно, но это позволяет пассажиру более жестко и стабильнее держаться при ускорении и торможении. Кроме того, у пассажира в таком случае больше места, лучше обзор дороги, и, следовательно, пассажир может заранее предвидеть торможение, ускорение и выполнение поворота в зависимости от ситуации на дороге.

Некоторые мотоциклисты рекомендуют “комбинированное” положение, когда пассажир одной рукой держится за ручку, а другой, например, за седло. Лично я не пробовал ездить с пассажиром, который держится подобным образом, поэтому попробуйте сами, насколько это удобно и эффективно.

Какие основные правила должен знать пассажир?

Расскажите, что должен делать пассажир, что он должен предвидеть, и убедитесь, что пассажир не только знает об этом, но и все понимает. Сядьте удобно в седло и поставьте ноги на землю прежде, чем будет садиться пассажир и вы поедете. Объясните, что садиться и слезать с мотоцикла можно только тогда, когда вы готовы к этому и разрешаете.

Если вы везете багаж, или пассажир невысокого роста, то ему придется садиться на мотоцикл так же, как седлают лошадь - пассажир должен поставить ногу на левую подножку, встать на нее, а затем перекинуть правую ногу через седло и сесть в него. Объясните, что это нужно делать внимательно и аккуратно; положите руку на плечо, чтобы помочь пассажиру и будьте готовы к тому, что вес пассажира будет заставлять мотоцикл наклоняться из стороны в сторону - тяжелый пассажир может влиять на стабильность байка особенно сильно.

В конце поездки пассажир должен знать, что он должен продолжать сидеть спокойно до тех пор, пока вы не обеспечите мотоциклу надежный баланс - пассажир должен слезать только тогда, когда вы ему разрешите.

Когда вы надели шлем, и, тем более, когда мотоцикл едет, общаться с пассажиром довольно сложно, поэтому заранее договоритесь о понятных каждому сигналах. Например, постукивание по спине может означать, что пассажир готов слезать. Если пассажир хочет остановиться или сбросить скорость, пусть он похлопает вас по плечу.

Прежде чем трогаться, убедитесь, что пассажиру удобно. Объясните, что пассажиру не следует слишком сильно ерзать в седле, особенно, во время движения мотоцикла.

Когда вы останавливаетесь на красном сигнале светофора, пассажир должен знать, что ему не следует опускать ноги на землю - баланс мотоцикла должен поддерживать водитель, а когда загорится зеленый вам нужно будет ускоряться. Объясните, что в повороте баланс мотоцикла также поддерживает водитель, а пассажир должен лишь свободно сидеть в седле и согласовывать свой угол наклона с наклоном корпуса водителя - пассажир не должен сидеть в седле прямо, когда мотоцикл идет по извилистой дороге. Пассажир должен чувствовать себя свободно и получать удовольствие от поездки.

Объясните пассажиру, что не нужно отвлекать внимание водителя без необходимости, объясните, что не нужно подавать знаки другим участникам движения, которые могут быть неправильно истолкованы, или ввести других водителей в заблуждение относительно предполагаемого маневрирования вашего мотоцикла.

 Какие могут возникнуть проблемы с управляемостью мотоцикла?

Одна из проблем, с которой сталкивается большинство мотоциклистов, заключается в том, что пассажир сидит прямо в седле. Байк стремится ехать вертикально, а вам приходится больше наклонять свой корпус при прохождении поворотов. Чтобы такой проблемы не возникало, объясните пассажиру, как нужно менять положение корпуса, а затем проходите первые повороты на невысокой скорости, наклоняйте мотоцикл к земле не более чем необходимо. То, что вам, как мотоциклисту, кажется очевидным, для пассажира-новичка может показаться самоубийством. Чтобы помочь пассажиру чувствовать себя заодно с водителем, посоветуйте ему проходить поворот взглядом, следить за направлением дороги, как это делает водитель.

Еще одна частая ошибка - это, когда пассажир старается помочь водителю в середине поворота, наклоняясь более чем нужно - это приводит к тому, что радиус поворота сужается, а водителю приходится корректировать рулем траекторию поворота. Обычно так делают опытные мотоциклисты, которые не часто ездят на заднем седле. Объясните пассажиру, что такая помощь вам не нужна, пусть сидят свободно и отклоняются от вертикали не больше, чем отклоняется сам водитель.

Постарайтесь, чтобы пассажир хорошо держался и не ерзал в седле вперед-назад. Если пассажир навалится на вас в середине поворота или, тем более, во время торможения, управляемость мотоцикла нарушится, потому что вы перенесете на руль избыточный вес. Кроме того, вы будете стукаться друг о друга шлемами.

Если пассажир опирается на задний кофр, смещение веса будет ослаблять реакцию рулевого управления, а контроль мотоцикла на низкой скорости станет и вовсе очень странным. Эта проблема особенно характерна для легких мотоциклов с быстрым рулевым управлением.

Когда вы останавливаетесь, внимательно смотрите, куда вы будете ставить ноги - не слишком ли покатый бордюрный камень, или не покрыта ли дорога листьями? Поддерживайте мотоцикл в вертикальном положении - если вы даже незначительно наклоните байк во время остановки, избыточный вес может привести к тому, что машина упадет на землю.

Не бойтесь поставить на землю обе ноги, но помните, что при торможении вам придется больше, чем обычно, пользоваться задним тормозом, чтобы мотоцикл не нырял вилкой (не делал клевки), поэтому не забывайте опускать левую ногу, будьте внимательны.

Что я должен изменить в своем стиле вождения?

Все очень просто. Делайте все с повышенным вниманием, и будьте особенно внимательны при изменении скорости и выполнении обгона. Пользуйтесь ручками управления мягко, уделяйте повышенное внимание ситуации на дороге впереди, чтобы избежать экстренного торможения или неожиданной блокировки колеса. Когда вы везете пассажира-новичка, представьте, что у вас на бензобаке балансирует куриное яйцо. Дайте пассажиру время, чтобы он смог привыкнуть, почувствовать себя увереннее в ваших навыках вождения и в своей собственной способности крепко держаться.

Вы не можете газовать с такой же силой, с какой открываете заслонку, когда едете без пассажира - иначе пассажир просто свалится с мотоцикла. Так как ваше ускорение будет ниже, вам будет сложнее оценить ситуацию при обгоне - в таком случае, руководствуйтесь правилом: не уверен, не обгоняй!

Экстремальное ускорение может привести только к тому, что пассажир съедет назад. Если пассажиру придется держаться ногами за подмышки водителя, он не будет чувствовать себя уверено! )) То, что вам может показаться умеренным ускорением, для пассажира-новичка может оказаться экстремальным и пугающим, поэтому ускоряйтесь мягко.

Изначально выполнение поворотов будет сложнее, так как мотоцикл будет медленнее изменять направление движения, и вам придется напрягаться больше, чтобы заставить мотоцикл повернуть. На низких скоростях будет сложно поддерживать баланс мотоцикла.

Если вы маневрируете, не забывайте, что теперь самая широкая часть вашей машины - расстояние между коленями пассажира.

Насколько изменяется торможение с пассажиром на борту?

Если вас учили не пользоваться тормозами, а полагаться на чувство заслонки, вы обнаружите еще один недостаток этого метода - при дополнительном весе пассажира торможение двигателем станет еще менее эффективным, поэтому изучите, как работают тормоза вашего мотоцикла, и научитесь пользоваться тормозами мягко.

Даже при включении тормозов вы не сможете остановиться так же быстро, как останавливаетесь без пассажира, также не следует столь же резко тормозить, как вы можете тормозить без пассажира. Если вы резко включите передний тормоз, пассажир не сможет удержаться в седле и ударится о спину водителя, а вам придется срочно восстанавливать контроль над машиной, когда через вас на руль будет давить вес пассажира. Тормозите более последовательно и прогрессивно, чтобы пассажир мог удержаться в седле.

Также вам придется изменить баланс тормозов. Для компенсации можно больше пользоваться задним тормозом, но не забывайте, что дополнительный вес на задней части мотоцикла снизит ваше чувство передней шины и увеличит риск блокировки переднего колеса. В общих чертах, просто предусматривайте большее время и пространство для всего, включая дистанцию до впереди идущих ТС.

  Должен ли я что-то изменять в своем мотоцикле?

Пользуйтесь здравым смыслом. Если вы собираетесь подвезти кого-то на расстояние 1-2 километра, то единственное, что следует проверить - зеркала. Если вы планируете поездку на юг Франции, тогда нужно обратить внимание на ряд вещей.

Давление в шинах - проверьте по руководству пользователя, но, как правило, давление нужно поднять.

Подвеска - проверьте по руководству пользователя, но, как правило, вам придется отрегулировать предварительную нагрузку и, возможно, характеристики амортизации с учетом дополнительного веса.

Натяжение цепи - полезно проверить, чтобы цепь не была слишком натянута, когда мотоцикл нагружен багажом, а на заднем седле сидит пассажир.

Направление света передней фары - если задняя часть просела под дополнительным весом, передняя фара будет освещать верхушки деревьев. Отрегулируйте фару до наступления темноты.

 <Замечательно, все прочитал, все сделал. Теперь, наверное, я готов ехать на юг Франции.

Прежде чем вы отправитесь в длительное путешествие, полезно немного потренироваться. В частности, попрактикуйтесь в вождении на низкой скорости и в торможении прежде, чем вы смешаетесь с общим транспортным потоком. Вы заметите, что управляемость мотоцикла станет совсем другой - лучше понять это заранее, а не при приближении к красному сигналу светофора.

Кроме того, ваш пассажир привыкнет ехать сзади. Если пассажир будет чувствовать себя удобно и уверенно, поездка будет приятнее не только для него, но и для вас.

Млин, я впервые подвез пассажира, и мне это совсем не понравилось!

К этому нужно просто привыкнуть! Движение на скорости обычно не доставляет проблем, но, когда кто-то сидит сзади, вы совсем по-другому воспринимаете управление мотоциклом на низкой скорости, во время поворотов, при ускорении и торможении.

Практикуйтесь!

 После поездки с пассажиром у меня болят руки.

Возможно, ваш пассажир нервничает, но и вы также нервничаете! Расслабьтесь сами и расслабьте мышцы рук.

     Нужен ли мне большой байк, чтобы ездить с пассажиром?Хотя, по большому счету, ответ будет отрицательным, в реальности нужно учитывать несколько факторов. Один из факторов - размер и форма седла, которые разительно отличаются у различных моделей. Другой фактор - высота и расположение подножек. Третий - физический размер мотоцикла, а четвертый - рулевая геометрия и регулировки подвески мотоцикла.Безусловно, большая туристическая машина, например, Goldwing или BMW RT, с самого начала разрабатывается для того, чтобы ездить вместе с пассажиром, у нее будет огромное седло, комфортабельные подножки, подвеска и рулевая геометрия, которые сделаны с учетом перевозки пассажира. Крупные, неспешные двигатели будут тянуть вперед дополнительный вес, даже не замечая его. Безусловно, большая туристическая машина, например, Goldwing или BMW RT, с самого начала разрабатывается для того, чтобы ездить вместе с пассажиром, у нее будет огромное седло, комфортабельные подножки, подвеска и рулевая геометрия, которые сделаны с учетом перевозки пассажира.
Ведите мотоцикл мягко, и поездка станет приятной для каждого. Не надо выделываться перед своим пассажиром, стараясь его поразить своим мастерством!

Спорт-туреры, такие как Honda VFR800, более ранние версии CBR600, Yamaha 900 Diversion или Suzuki GSX600F/750F, также вполне подходят для двоих человек; у них приличное пассажирское место, разумный компромисс регулировок, лишь иногда нужно будет включить понижающую передачу, чтобы восстановить утраченное ускорение. Все, что нужно будет сделать для подготовки таких мотоциклов - быстро отрегулировать подвеску и подкачать шины.

Но когда речь заходит о супер спортивных моделях класса 600, типа ZX6R или GSXR600, седло принимает минимальные пропорции, подножки поднимаются вверх, как и заднее седло. Хотя люди возят на таких байках пассажиров, если вы повезете кого-то на таком байке на юг Франции, а потом - обратно, радости вашему пассажиру будет мало. Более того, дополнительный вес пассажира будет расположен выше, что будет сказываться больше на управляемости маленького и легкого (в сравнении) байка, на работе отрегулированной подвески, а высокоскоростной мотор будет испытывать более высокие перегрузки из-за дополнительного веса. Это можно компенсировать различными способами, но удовольствия такая поездка не доставит.

Мой приятель ставит мотоцикл на заднее колесо, когда ездит со своей подружкой.

Ну, и что? Когда вы везете пассажира, вы несете ответственность не только за себя, но и за него. Ваш пассажир надеется на вас и доверяет вам. Постарайтесь оправдать это доверие - не пытайтесь настолько напугать своего пассажира, чтобы он обделался. Ведите мотоцикл мягко, и поездка станет приятной для каждого. Не надо выделываться перед своим пассажиром, стараясь его поразить своим мастерством!

Заметка. Машинокомплекты из Англии - автомобили, целиком разобранные и предназначенные для дальнейшего применения или же перепродажи на отдельные части. Он является полным набором всех требуемых деталей, систем и агрегатов авто.

Оставить комментарий