История выпуска модели XS-1
До 1969 модели мотоциклов Yamaha производились с двухтактными двигателями. Однако компания также выполняла заказы, предполагающие наличие у мотоцикла необычного двигателя с высокими характеристиками.
Но, как оказалось, прообразом модели Yamaha XS650 послужил мотоцикл Yamaha XS-1, выпущенный в конце того же 1969 года. Эта модель имела двухцилиндровый рядный двигатель с головками на два клапана и верхний распределительным вал, привод между цилиндрами которого была цепь. Мотор имел почти квадратную форму и при рабочем объеме в 653 см3 был достаточно мощным. Мотоцикл был снабжен двигателем, соединенным с пятиступенчатой коробкой передач при помощи шестеренной моторной передачи. Особенностью модели был картер с горизонтальным разъемом, это значительно облегчало ремонт. Мотор питали два постоянно разреженных карбюратора Mikuni.
Силовой агрегат находился в шасси: трубчатая дуплексная рама, традиционные подвески, колеса оспицованы, имелись и барабанные тормоза. Обычно такая несколько усиленная ходовая часть использовалась с двухцилиндровыми двухтактными моделями мотоциклов Yamaha.
В первые годы выпуска модель имела огромный успех. Это объясняется тем, что другие компании в то время выпускали более дорогие 750-кубовые мотоциклы. А Yamaha XS-1 была оснащена 650-кубовым двигателем, позволяющим развивать максимальную скорость в 185 км/ч.
К тому же Yamaha обладала очень важным для американских ездоков показателем, таким как «квотер». Это означало, что ¼ мили она преодолевала за 14 секунд. Эргономически Yamaha XS-1 также полностью вполне устраивала среднестатистического американца. Достоинством мотоцикла был также хороший дизайн и красивый басовый звук.
К недостаткам машины можно было отнести вибрации на холостом ходу и максимальных оборотах. В модели отсутствовал электростартер. К тому же ходовая часть не соответствовала возможностям мотора. Ненадежная рама, слишком тонкая передняя вилка, и передний двухкулачковый барабанный тормоз, не справляющийся со своими функциями.
В 1972 году кое-какие недостатки были исправлены в новой модели XS-2. В глаза сразу бросался большой дисковый тормоз на переднем колесе. Модель имела электростартер. Главный узел же находился глубоко в картере.