Механизмы руля автомобиля



03 Май 2014

Впервые в России о важности рулевого управления для безопасности движения заявил Федор Иванович Шаляпин — когда 13 января 1875 года в образе демона при исполнении одноименной оперы А. Рубинштейна своим бархатным басом пропел со сцены Мариинского театра: «На воздушном океане без руля и без ветрил тихо плавают в тумане хоры стройные светил».

Отказ от рулевой системы стал для демона трагичным. Тамара, которую он пытался соблазнить, устояла (хотя и с трудом), а сам он был низвергнут по месту прописки — в ад.

Повлияла ли опера на работу инженеров-автомобилистов — неизвестно. Однако то, что рулевое управление самым непосредственным образом влияет на безопасность, они запомнили.

Понятно, что роль Шаляпина в повышении безопасности на дорогах — это шутка. Но то, что любые нововведения в конструкции рулевого управления тщательно и долго испытываются — уже не шутка. Эта система, пожалуй, самая консервативная в автомобилях. И совершенствуется она очень медленно.

Надежность превыше всего

В начальном этапе автомобилестроения инженеры придумывали самые разнообразные механизмы для изменения направления движения. Тут были и длинные рукояти, поворачивающие управляемое колесо, как на первом автомобиле Даймлера (который, в сущности, был не автомобилем, а мотоциклом), и ручка от мясорубки, соединенная с осью переднего колеса рычажным механизмом, как на автомобиле Бенца. Однако довольно быстро «экзотику» сменила наиболее простая и надежная конструкция, которая включала два базовых компонента: рулевой механизм и рулевой привод. Которые, собственно, и сегодня остаются основными в рулевом управлении.

Задача рулевого механизма — передача усилия, прикладываемого к рулевому колесу, на рулевой привод. Собственно, этот механизм преобразует вращательное движение в продольное, дополнительно усиливая его.

Кстати, замены всем привычной «баранки» на штурвал, джойстик и прочие «нововведения», скорее всего, в обозримом будущем не будет. Дело в том, что существует жесткое техническое требование, которого придерживаются все производители автомобильной техники: в случае выхода из строя усилителей рулевого управления (о них — разговор ниже) должна сохраняться механическая связь между рулем и колеса ми. А с помощью джойстика повернуть колеса физически невозможно. Поэтому все эксперименты, которые предпринимались автопроизводителями (в частности, Saab), так экспериментами и останутся — по крайней мере, в ближайшие десятилетия.

Рулевой привод — это система рычагов и тяг, которая непосредственно осуществляет поворот управляемых колес автомобиля при вращении руля.

Комментарии закрыты.