Рулевой механизм: ЭУР
Электрические усилители рулевого управления появились сравнительно недавно, но уже активно используются автомобилестроителями. Они экологичны, экономичны, компактны, их легко монтировать при сборке автомобиля на конвейере. Они недороги, а значит, доступны для применения на бюджетных моделях.
Электрический усилитель состоит из датчика крутящего момента, прикладываемого водителем к рулю, электронного блока управления и электродвигателя, который является исполнительным механизмом. Датчик содержит торсион, встраиваемый в разрыв рулевого вала, и задача определения момента сводится к измерению угла скручивания торсиона. Электромотор может устанавливаться или на рулевом валу, или непосредственно на рейке.
Электроника
Но главный прорыв в повышении безопасности рулевого управления стал возможным благодаря широкому применению электроники. Благодаря ей удалось создать активное рулевое устройство, которое способно самостоятельно поворачивать колеса, хотя и в ограниченных пределах. Первым создателем этого устройства является ZF Lenksysteme (совместное предприятие ZF Friedrichshafen и Robert Bosch).
В основе активного рулевого устройства лежит планетарная передача, благодаря которой вращение шестерни рулевого механизма может осуществлять как водитель, так и специальный электродвигатель — или оба одновременно. В последнем случае угол поворота колес автомобиля получается больше или меньше задаваемого человеком.
С помощью электроники удалось без дополнительного оборудования связать рулевое управление и практически все системы, обеспечивающие безопасность движения (АБС, АПС и т.д.), и создать «запас» на развитие — в частности, сегодня на машины уже устанавливают систему автоматической парковки. Дело в том, что электроника «разговаривает» с этими системами на одном «языке», а значит, не надо «переводить» электронный управляющий сигнал на «язык» гидравлики.
Базой для создания активных устройств служат обычные рулевые управления, как с гидравлическим усилителем, так и с электрическим. А вместо планетарной передачи подходит и волновая. Соответственно вращение этого кулачка (он еще называется генератором волн) вызывает смещение точек контакта шестерен, а вместе с этим и их медленный проворот относительно друг друга.
Последняя разработка компании ZF Lenksysteme как раз содержит и волновую передачу, и электроусилитель.