История мотоцикла Иж
Мотоциклы Иж были разработаны в Ижевске специальном цеху завода по производству оружия. Перед Всесоюзным мотопробегом инженеры создали пять моделей.
Для мотоциклов той эпохи у них были значительные отличия от прочих моделей, поскольку они были разработаны с оригинальным внешним видом. А двигатели имели В-образную структуру со следующими объемами: 1200, 750 и 500 сантиметров кубических. Коробка передач была трехступенчатая, тяга на колесо переносилась с помощью коленчатого вала, кроме модели Иж-3, он был с цепью. Рама была очень крепкая штампованная, ее низ был предназначен для защиты для глушителя (первые мотоциклы все имели такую особенность), вилка на переднем колесе сочетала в себе конструкцию параллелограмма и рычага.
Все новые мотоциклы приняли участие во Всесоюзном мотопробеге, который проходил во второй раз, было это событие в 1929 году и выпало мероприятие на осеннее время.
Мотоциклы, которые приняли участие в первом мотопробеге - без труда преодолели 3000 километров.
Но об этом стало известно не сразу, поскольку после этого мотопробега оружейный завод получил грандиозный заказ. Главный инженер был вынужден переехать в Ленинград. Там он разработал новый мотоцикл, который назвали Л-300. Данный тип мотоцикла был сконструирован на основе чертежей, которые были привезены из Германии.
Серийное производство
Основным моментом в истории мотоцикла Иж стало решение специалистов из Президиума ВСНХ СССР о том, что завод по конструированию мотоциклов должен находиться в городе Ижевск. Поскольку именно здесь проживают специалисты, которые имеют необходимую квалификацию для создания качественных мотоциклов.
И через некоторое время на улице Базарной открыли Опытный мотоциклетный завод. В начале мая 1933 года на новом заводе создали 4 модели мотоциклов, под названием НАТИ-А-750, разработаны они были главным инженером Можаровым. В этот период производили серийную линию Иж, первым кирпичиком стал мотоцикл Иж-7, который был создан на основании разработок, привезенных из Ленинграда. Они были почти идентичны Л-300, с одноцилиндровым, двухтактным двигателем, цепной передачей, коробкой передач трехступенчатой и штампованной рамой. Именно Иж-7 является наиболее удачной моделью, которую выпустили в момент начала работы завода и его взяли за основу для серийной линейки. Уже в 1934 году завод начал мощно работать и в эксплуатацию вышло 111 мотоцикла.
До 1938 года Иж-7 был признанным лидером. Но в этот год его сменила новая модель Иж-8. В ней стала более совершенна электропроводка и система зажигания, также были улучшены характеристики 300 кубового двигателя - в связи с чем мощность стала значительно больше. Спустя два года стартовало производство модели Иж-9, а вот ее мощность стала уже 9 лошадиных сил. В этот же период пришли из Ленинграда чертежи мотоцикла под названием Л-8, который имел четырехтактный двигатель, а его мощность была 13,5 лошадиных сил, с двигателем в 348 кубов. Благодаря этому мотоциклы ижевского завода получили новую жизнь. В результате получился новый мотоцикл Иж-12, а его конструирование началось в 1941 году. В связи с военным положением в стране производство мотоциклов было остановлено.
Время после войны
Восстановило свою производственную мощность предприятие в 1946 году, поскольку на него поступили вывезенные проекты, станки и разработки из побежденной Германии. Как итог, стартовала работа над выпуском модели Иж-350, который был идентичен немецкой модели ДКВ-350. После подстройки под оборудование и электроприборы СССР мотоцикл получился современным и очень удобным в эксплуатации. После чего он стал выпускаться на оружейном заводе.
До 60-х годов инженеры и конструкторы смогли разработать линию спортивных мотоциклов. Даже невзирая на то, что они стали заводскими и дорожными моделями, результаты превзошли все ожидания. В 1948 году устаревшую параллелограмную вилку заменили на вилку- телескоп. Также сделали более совершенными технические характеристики и подвеску, что привело к увеличению мощности, и в итоге она достигла 14 лошадиных сил.
В пятидесятых годах были введены новшества в разработки и созданы такие модели, как Иж-49, 50, 54 и 55, мощность произведенных мотоциклов около 18 лошадиных сил.
Мотоцикл Иж Планета начал выпускаться в 1962 году и он был полностью идентичен модели Иж-Юпитер. Были привнесены новые материалы, которыми пользовались при сборке мотоциклов и конструкции механизма поршневой группы, с использованием воздухоочистителей контактно-масляных. Срок работы цилиндров возрос в 1,5 раза. В 70-е годы были сконструированы модели Планета-2, Планета-3, Планета Спорт, Юпитер-2, Юпитер-3, Юпитер-3К. Это стало пиком развития мотостроительства в Ижевске. В 1975 году мотоциклы были отмечены знаком качества СССР и на заводе стали выпускать около 250 тысяч единиц в год.
На протяжении последующих двадцати пяти лет Ижевский завод наращивал свои мощности и делал модели мотоциклов более совершенными. В 2000 году был выпушен первый мотоцикл Иж- чоппер, он носит название Иж 6.113-05 Юнкер.
В 2008 году наступил кризис и из-за экономических проблем завод заморозили, а для погашения кредиторской задолженности большая часть активов распродалась.