Если с двигателем проблемы
Раскол или растрескивание “тела” двигателя возникают по двум причинам. Первая — механическая деформация в результате аварии и последующего столкновения с движущимися деталями мотора (шатун, поршень, клапан). Такие дефекты обычно легко выявить после разборки и осмотра двигателя. Подробнее о ремонте дроссельной системы читайте в данной статье.
Вторая причина — нарушение теплового режима работы (к примеру, закипание или, наоборот, замерзание охлаждающей жидкости) — более коварна. Микротрещины, ведущие к разгерметизации охлаждающей или смазочной системы двигателя, порой нельзя увидеть. Об их наличии может свидетельствовать повышенный расход тосола или масла. При эксплуатации появление трещин в ГБЦ (межклапанные перемычки и др.) наиболее характерно для дизелей из-за роста температуры деталей и роста градиентов температур, а следовательно, температурных напряжений в деталях. Основная причина этого явления кроется в неправильной работе топливной аппаратуры, низком качестве топлива и снижении производительности турбокомпрессора (если есть в наличии).
Прежде их нужно найти
Для выявления границ трещин есть несколько достаточно простых методов. Чаще всего поверхности обрабатывают легко текущей жидкостью (как правило, керосином), подкрашенной флюоресцентной краской. Проникающая в труднодоступные места смесь четко выделяет границы трещин. Если применяют чистый керосин, подозрительные места затушевывают мелом.
Когда под рукой есть пара сильных магнитов и мелкие железные опилки, можно осуществить поиск по-другому. Создать в исследуемой зоне мощное магнитное поле и распылить на поверхности опилки, которые концентрируются в местах разлома. Следует отметить, что этот метод пригоден для диагностирования ферромагнитных деталей.
Кроме того, существуют специальные датчики в виде электромагнитной катушки в комплекте с измерителем индуктивности (метод вихревых токов). При приближении датчика к трещине его индуктивность изменяется. К сожалению, вышеописанные методы не позволяют судить о глубине и характере обнаруженных трещин. А ведь некоторые производители допускают эксплуатацию двигателя при наличии несквозных трещин.
Чтобы выявить сквозные разломы, микротрещины, необходимо использовать установки для проверки герметичности.
Вначале для предотвращения развития трещин сверлят отверстия по их концам. Далее специальным коническим метчиком нарезают резьбу и устанавливают соответствующие конические болты, применяя высокотемпературный клей (до 1700 С). Следует отметить, что сверло — метчик — болт работают как одна система. После этого болты обрезают, оставляя часть их над поверхностью детали.