Спортивные мотоциклы
Существует много классов мотоциклов. Кому-то выгоден байк с малой кубатурой, без которого в городском цикле просто не обойтись, кто-то предпочитает дорогие и неповоротливые агрегаты туристического класса, но есть и те, кому дорог спортивный стиль и они свой выбор остановили на особом классе «железных коней».
История развития спортивных мотоциклов началась примерно с 1920-х годов. Именно с тот период начинают появляться и развиваться мотоциклетные гонки. На этих соревнованиях залогом успеха была динамика разгона, которую мог продемонстрировать мотоцикл, а также максимальный показатель скорости.
Спортивные мотоциклы производятся не для использования в городском цикле. Основное их предназначение – большие скорости на качественных асфальтовых покрытиях. Современный спортбайк представляет собой реализацию всех тех высоких технологий современности, которые были отточены в гонках MotoGP, а затем применены в мотоциклетных моделях конвейерного производства.
Все спортивные мотоциклы выходят с конвейера с 2-ух тактными силовыми агрегатами (их кубатура начинается от 50 см3) или же 4-ех тактными (от 250 см3). В процессе разработки любого байка спортивного типа основной акцент делается на качественную управляемость даже на предельно высоких скоростях, а также максимальный показатель мощности двигателя.
Особенности спортивного мотоцикла
Спортбайки полностью закрывают пластиковой обшивкой, чтобы сопротивление воздушному потоку было сведено к минимуму. Любая спортивная версия мотоцикла не имеет поворотников и не оборудуется фарами. Это нужно учитывать всем, кто друг вздумает шикануть и прокатиться поздним вечером по городу на таком мотоцикле.
Что касается двигателей, то тут возможны варианты:
- рядный 4-ех цилиндровый, как это сделано на японских или итальянских представителях;
- 2-ух цилиндровый V-образный - Honda VTR, Suzuki TLR, итальянские агрегаты.
Конечно, это далеко не все варианты, т.к. можно найти мотоциклы и с другими конструктивными вариациями, снабженными жидкостным охлаждением двигателя, а также маслорадиатором, размещенным поперек рамы. Есть и атмосферные двигатели, использующие инерционный наддув.
Специальные агрегаты для участия в драг-гонках оснащаются турбокомпрессорами и впрыском закиси азота, а Показатель мощности двигателей, используемых на таких «железных конях» составляет 300 лошадиных сил.
Детали и управляемость
Самое большое применение легкосплавные детали нашли в спортивных байках. Это и рама, и колеса, и вилка, и маятник, и траверсы. Все это в целом позволяет и на гражданских спортивных байках, где кубатура равна 1 тысяче см3, удерживать вес до 180 кг. Для уменьшения неподрессоренной массы применяют технологии конструкций подвески, например, моноамортизаторы, картриджные вилки перевернутого типа, консольные маятники и т.д.
В силу того что для спортивных байков параметр управляемости невероятно важен, на них выполняется минимальный угол крепления вилки. В результате появляется эффект так «вобблинга». Чтоб избежать этого явления, практически все спортивные байки заводского производства идут с рулевым демпфером, который по своей конструкции сильно напоминает амортизатор для авто. Его главной задачей является максимальное погашение колебаний руля, а также недопущение потери управляемости мотоциклом и последующего падения агрегата и пилота.
В результате того, что спортивные мотоциклы испытывают большие скоростные нагрузки, их поставляют с тормозами максимальной производительности. В большей степени это дисковые тормоза с радиальным жестким креплением суппортов, армированные магистрали тормозной системы, а также карбоновые лепестковые диски.
Выхлопная система выполняется в двух вариантах: либо это полу-прямоточная система, либо прямоточная. И первая и вторая преследуют единственную цель – максимально быстрое отведение газов от двигателя и их выпуск сзади байка. Очень важно, что газы не задерживались в глушащих элементах, именно поэтому для всех спортивных мотоциклов характерен резкий и громкий звук выхлопа. Очень часто выпускную систему выполняют из карбона.
Эксплуатация гражданских и специализированных спортбайков
Если мотоцикл будет эксплуатироваться на трековых гонках, то на него ставятся покрышки без какого либо рисунка протектора. Если же планируется гражданское использование, то это будут специальные покрышки, которые обеспечат максимальную эффективность по управлению и выполнению торможения.
Положение пилота на спортивном мотоцикле очень сильно отличается от классики, т.к. сопротивление воздушному потоку должно быть сведено к минимуму. Кроме этого нужна очень высокая управляемость при выполнении поворотов, а это значит, что подножки подняты и обязательно сдвинуты назад. Что касается пилота, то он не просто сидит, а практически лежит на мотоцикле. Такая посадка говорит о том, что организм не выдержит длительной нагрузки в такой форме.
Гражданские варианты спортивных байков либо не оборудуются пассажирским сиденьем вообще, либо комфорт от езды полностью отсутствует.
Во время пилотирования спортивного мотоцикла особое внимание нужно уделить защитной экипировке, которая призвана обеспечить максимальную защиту пилота от возможного соприкосновения с дорожным покрытием. Самые высокие требования предъявляются и к квалификации водителя, т.к. по аварийности этот вид байков стоит на 1-ом месте. Желание «блеснуть» часть приводит к езде без необходимой защиты при отсутствии профессиональных навыков вождения. Результат – в худшем случае летальный исход, в лучшем – тяжелейшие травмы.
Стоимость
Параметр цены на спортивные мотоциклы очень сильно зависит от их комплектации. Одна и та же версия мотоцикла, но спортивного и гражданского предназначения, отличатся по цене в 5-6 раз. Любой спортивный байк стоит достаточно дорого, чтобы задуматься над необходимостью его приобретения.